На художественно-искусствоведческую экспертизу представлен образец современного авторского художественного оружия.

"Гость. Вторжение."

Год создания - 2010 г. Россия. Москва.
Автор - Геннадий Соколов
Размеры: Длина ножа - 240мм.
Длина клинка - 105мм.
Толщина клинка - 4мм.
Размеры композиции - 280х63х77мм.
Материалы: нержавеющая сталь 95х18, сталь, магнитная сталь, белый, желтый металлы, черное дерево (эбен).
Техники: ковка, слесарная обработка, литье по выплавляемым моделям, резьба по стали, резьба по дереву, инкрустация зернью, травление, канфарение, оксидирование.
Клеймо:

Сохранность представленной на экспертизу композиции "Гость. Вторжение" хорошая, без видимых утрат и повреждений.

Произведение "Гость. Вторжение." представляет собой композицию, состоящую из непосредственно ножа и подставки. Нож по конструктивным признакам и способу действия относится к клинковому колюще-режущему оружию, контактного применения, по способу изготовления атипичное, по художественному решению относится к авторскому художественному холодному оружию и по концепции к коллекционному, кабинетному оружию.
Непосредственно клинок ножа представляет собой гравированное скульптурное изображение объекта, низкого рельефа. Обушок клинка, в сечении, плавно закруглен в соответствии с художественным замыслом автора и образует с лезвием, - острие ножа. Режущая кромка лезвия плавноступенчатая, и создает форму объекта. Профиль клинка прямой клинообразный, выполнен вручную из вязкой, очень тяжело обрабатываемой высокоуглеродистой, нержавеющей стали. В целом конфигурация клинка традиционного типа. Клинок, со стороны рукояти, примерно на одну треть относительно лезвия, входит в обоймицу белого металла, которая является продолжением скульптурного объекта, как художественного решения. Она же является продолжением клинка как конструкции, одновременно зрительно увеличивая длину клинка. Обоймица выполнена литьем по выплавляемой модели, изготовленной автором. Со стороны лезвия обоймица, у рукояти, имеет небольшой подпальцевый скос. Линии клинка и обоймицы образуя единый скульптурный предмет, логичны и естественны. Проработка рисунка скульптуры безупречно чистая, четкая, ясная. Клинок гармоничен, красив, аккуратен и естественен по своей форме. Очень интересна и необычна посадка клинка в обоймицу. Клинок и обоймица плавно перетекают в рукоять, сохраняя единый художественный образ объекта. И если сам прием сопряжения двух деталей известен, например, ятаган, то такое конструктивное решение оригинально и необходимо для решения поставленной творческой задачи. Автор творчески и вдумчиво, осторожно относится к наследию прошлого перерабатывая его. По левой стороне обоймицы, чуть ниже центра у черена, клеймо автора нанесенное ударным способом.
Черен рукояти выполнен из черного дерева, насажен всадным способом и представляет собой продолжение клинка как скульптурного объекта. Поверхность рукояти резная, рельефная, в соответствии с художественным образом объекта, с левой стороны, ближе к навершию, имеется реперная точка желтого металла. Рукоять в сечении овальной формы, крепится на хвостовике клинка гайкой. Гайка закрыта навершием. Навершие белого металла, является частью скульптурного объекта, напоминающего голову существа, составное, двух деталей. Одна из которых конструктивно принадлежит непосредственно черену рукояти и крепится на нем, вторая закрывающая гайку заштифтована на первой. Такой замечательный прием в изготовлении конструкции навершия интересен тем, что традиционный прием не смог бы решить поставленной художественной задачи и художник опять отошел от традиционного решения, создав очередной раз прецедент в конструкции рукояти. Навершие, как и обоймица, изготовлена литьем по выплавляемой модели. Снизу на навершии имеется клеймо автора нанесенное ударным методом, там же, но с левой стороны круглое пятно желтого металла имеющий смысловое и декоративное значение. На ноже, по обушку, спинке обоймице и рукояти рассыпана зернь белого металла разного диаметра.
Впервые в авторском художественном оружии использована магнитная сталь для удержания ножа на подставке. Магнит врезан в ложементе стойки подставки, а ответный стальной вкладыш овальной формы в "брюшко" рукояти, ближе к навершию.
По эргономике рукоять подтверждает кабинетное назначение ножа, хват легкий и удобный. Металл грамотно оксидирован в соответствии с замыслом художника.
Конструктивно нож тщательно продуман и изготовлен в соответствии с требованиями эргономики и безопасности.
Подставка, внешне, представляет собой прямоугольную пластину черного дерева, со срезанной, по дуге, задней стороной. Пластина стоит на четырех декорированных опорах белого металла. Поверхность пластины фактурирована в соответствии с замыслом художника. На пластине ближе к задней кромке находится непосредственно опора ножа. Опора вырезана из черного дерева, декорирована в соответствии с замыслом художника. Сверху опоры имеется ложемент для укладки ножа. Слева от желоба находится реперная точка желтого металла. На плоскости подставки влево от центра размещена композиция из трех остроконечных фигур, у подножия которых, округлые, оплавленные плоскости белого металла. Пространство вокруг покрыто зернью. Опора к подставке крепится винтом и от проворота заштифтована. Снизу на подставке клеймо художника.
Таким образом, нож на подставке размещается практически параллельно плоскости подставки с упором примерно на одной трети черена. Вся композиция, как конструкция надежна и устойчива. Безусловно, представленная работа говорит о мастерстве исполнителя, его конструкторской и технологической мысли, но без таланта мастера невозможно было бы решить задачу художника, задачу несоизмеримо более сложную - создание художественного образа. Приятно осознавать, что и мастер и художник оказались в одном лице.
Работа чрезвычайно скульптурна и многопланова, она интересна еще и тем, что имеет тройное значение, как достаточно сложная пространственная композиция, и как оружие, и как скульптура. Несмотря, на камерность работы при взгляде наблюдателя сбоку, сверху поражает масса, тем не менее, стройного, нависшего над поверхностью подставки объекта. Контраст белого металла островерхих фигур сталагмитов выполненных с пронзительной четкостью, чистотой исполнения, и подставки черного дерева создают в композиции ощущение заполненного, чем-то пространства, глаз ощущает невероятный масштаб происходящего, расстояние от объекта до поверхности кажется невероятно огромным, то есть мы видим блестящее решение многоплановости композиции. Сдвинутая опора ножа, обычно размещаемая в центре, как естественное положение с учетом балансировки, автором была отвергнута и позволила получить совершенно свободное пространство для творческого выполнения задачи, уйдя от традиционных композиций. Техническое решение автора использования магнита оправдало себя полностью. Оно оказалось необходимой находкой автора, работающей на художественный образ произведения, а не "фокус" ради "фокуса".
Художник работая над произведением решает, как правило массу задач, главной из которых остается создание образа. Однако и здесь автор отказался от традиционного подхода. Его работа, собственно, представляет информационный блок. Он не создает традиционного образа, ни общего, ни конкретного, он просто доводит увиденное, до зрителя. Как и зритель, он не знает, что перед ним, что он увидел. Он просто срисовал увиденное, но как художник почувствовал у незнакомого агрессию и назвал работу "Гость. Вторжение." Почему же сперва "Гость"? Очевидно желание встретить, принять, накормить путника закон для многих, ожидание во первых видеть в человеке хорошее присуще автору, но и осторожность, мудрость художника тоже присутствуют, так в конце, концов и появляется второе название "Вторжение".
Задачей данной экспертизы является аргументированное доказательство, представленной работы авторского холодного художественного оружия как произведения искусства. И мы считаем, что без подробного анализа эмоциональной составляющей, такая работа будет не полной.
Так что же смутило автора, что его насторожило? Автор увидел совершенно незнакомое, ни в политехнических, ни в биологических музеях такого не увидишь. Незнакомое всегда пугает, но автор уже делал подобную работу, и назвал ее просто "Гость", неизвестное в том случае его не испугало. В чем же дело? Так это и есть доказательство таланта художника, доказательство талантливой работы. Способность автора, его умение передать настроение совершенно неизвестных объектов, не имеющих, даже названия. Ни в словарях, ни в энциклопедиях не существует ничего подобного, слова, термины отсутствуют. Как передать, как донести до зрителя увиденное? Чем? Каким образом? Только талантом. Автор нашел свой способ. Создать образ, настроение вдохнуть все это в неведомую форму есть талант художника.
Однако, как истинный художник автор оставляет право выбора зрителю для окончательного решения. Он просто передает информацию. Он не навязывает свое мнение зрителю. Действительно почему "Вторжение"? Может быть "Перерождение" или "Поражение"? Каждый может найти в работе свое. И это тоже заслуга и талант автора. В отличие от "Войны миров" Герберта Уэльса, где эффект присутствия, участия в событиях не дают читателю возможности самостоятельной оценки событий, действий, - работа " Гость. Вторжение. " гораздо более чем картина для раздумий.

Стиль фэнтези сформировался в начале двадцатого века и мы знаем, что это такое. Существует масса работ в литературе, кино, живописи и т.д. однако, это нечто совсем другое. Стиль фэнтези предполагает мифологию, создание системного мира несуществующего, легенду, то есть нечто заранее невозможное и несуществующее, но очень красивое или отвратительное. В работе у автора нет ни красивого, ни отвратительного, мы видим всего лишь реальность иного. Здесь нет придуманного, конечно это не мир нашего зрителя и он не может пойти и пересчитать количество заклепок у пришельца, дабы убедиться в подлинности работы, ему и нет нужды это делать. Он верит "на слово" автору и у него не возникает сомнений в подлинности увиденного автором. Автор не знает, что это, он просто показывает нам увиденное, им самим. Конечно, мы то, знаем, что видим перед собой пришельца, представителя другого, чужого нам биомеханического мира. Пришельца, который заливает поверхность планеты ядовитой субстанцией, истекающей из его чрева. Извивающие, пульсирующие внутренности прикрытые сверху мощной броневой обшивкой гостя-корабля не оставляют сомнений в происходящем. Ну и конечно, оскал радости того, что мы принимаем за улыбку подтверждает это. Идет захват. Трагедия планеты началась. Уже появляются застывшие сталагмиты серой субстанции гостя. Уже начал меняться цвет планеты. Иногда, по ощущениям, кажется, автор использовал в своей работе, увиденное, героями Ефремова из "Туманности Андромеды", однако, глядя на работу можно подумать, что автор и сам участвовал в подобных экспедициях.
Художнику вполне удалось передать увиденный ужас происходящего.
Но с другой стороны не картину ли поражения увидел художник, мы то ведь не знаем то ли это гримаса боли, то улыбка пришельца, на навершии рукояти ножа. Разве не маска смерти застыла на лице пришельца. Разве не разорванное, изъеденное брюхо пришельца видим мы и агонизирующие внутренние органы его, вытекающие последние жизненные силы. Попавший в ловушку гость нелепо завис над поверхностью планеты, и еще только жесткий остов гостя-корабля создает впечатление силы и могущества, но процесс уже пошел. Истончается, разъедается корпус, обнажаются артерии и нервы пришельца. И вот приходиться ломать зрителю голову, это художник нарочно придумал, что бы сформировать лезвие клинка, или на самом деле это так?
Мало вероятно, но и почитатели Ханса Руди Гигера будут искать свое. Да, разве мы не видим некий кокон из которого появляется, рождается новая сущность? Разве не сползает с гостя старая одежда, разве не оскал радости и боли на его лице? Разве это не голова вылупляющая из черного кокона на планете. Разве серое не отделено от черного? Что ожидает планету в будущем? Кто этот гость? Что с ним? Мы не узнаем этого никогда, автор не дает нам ответа, и в этом его талант, в этом его заслуга и мастерство художника.
Работа стилистична и выполнена в стиле модерн.
Относить работу к фентези все-таки не следует. Убедительность изложения скорее реалистична, чем фантазийна. Не смотря на многоплановость, художник не дает нам развернутой картины мира, наполненной присущему ему образами. Художник где-то увидел и зафиксировал мгновение, передав его настолько правдиво, что оно стало живым перед взглядом зрителя и он вместе с художником пытается понять происходящее.
Работа получилась, она прекрасна читаема, и несмотря на незнакомый мир не может быть отнесена к категориям ужасов. Автору удалось показать в своей работе многомерность миров не плохих и не хороших, просто других и очень разных. Может быть этому способствовала позиция художника - наблюдателя.
Надо отметить, что несмотря на принципиальное новое решение в авторском художественном оружии и множество чисто художественных находок, работа узнаваема и носит чистый индивидуальный авторский почерк, причем не только оружейника, но и повествователя.
Автор работы известный российский художник - оружейник Соколов Геннадий Дмитриевич, имеет высшее художественное образование. Созданием авторского художественного оружия начал заниматься с 1993 года. Основные направления в творчестве - историческое и фантазийное. Председатель Творческого союза "Гильдия мастеров - оружейников". Член Союза художников России, Творческого союза художников России, участник двух международных и всех отечественных оружейных художественных выставок, в том числе персональная выставка в Парадном вестибюле Оружейной Палаты Московского Кремля. Работы находятся в частных и музейных коллекциях. Призер конкурсов, отмечен наградами и грамотами. Участник многих печатных и мультимедийных проектов, имеет большое количество публикаций.
Представленная на экспертизу работа нож "Гость. Вторжение." является уникальным произведением искусства, выполненным на высоком профессиональном и художественном уровне и представляет безусловный интерес не только для любителей искусства, но и для музейных собраний, федерального значения.
На основании перечня категорий предметов попадающих под действие закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993г. #4408-1 и результатам искусствоведческой экспертизы, представленный предмет нож "Гость. Вторжение.", является культурной ценностью.
На данное оружие, как имеющее культурную ценность не распространяется "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ", утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 #814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ".
Экспертиза проведена без оценки стоимости предмета.
Эксперт со стажем работы в области АХО с 1975г.,
регистрационным удостоверением #569, аттестованный
РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ _____________________Тимофеев В.В.